Список форумов ФОРУМ ВОРОНЕЖСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

ФОРУМ ВОРОНЕЖСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Вернуться на сайт Воронежского хореографического училища
Интересное в прессе

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ФОРУМ ВОРОНЕЖСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА -> Разное
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
3ABXO3



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 11.05.2013
Сообщения: 19

СообщениеДобавлено: Вт Май 14, 2013 2:47 pm    Заголовок сообщения: Интересное в прессе Ответить с цитатой

Искусство отражает состояние общества



В 2013 году — юбилей у московской балетной школы. Исполняется 240 лет с тех пор, как в 1773 г. при московском Воспитательной доме, созданном по указу Екатерины II, были открыты «классы танцевания». Круглая дата почтенного заведения стала поводом поговорить о балете и искусстве вообще со старейшим педагогом Московской государственной академии хореографии, в прошлом известной танцовщицей Большого театра Евгенией Фарманянц. Этой удивительной женщине — 92 года, и у нее в этом году свой юбилей — в мире балета она 85 лет.

Краткая справка: Евгения Фарманянц — родилась в 1920 г. Сольная карьера в Большом: 1938-1959 гг. В числе партий — Лиза («Тщетная предосторожность»); Подруги, Джига, Цыганский («Дон Кихот»); фея Виолант («Спящая красавица»); Неаполитанский танец («Лебединое озеро»); вставное па де де («Жизель»); вариации и Сарацинский танец («Раймонда); Чага («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь») и многие другие… Педагог-хореограф МАХУ с 1939 г. Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России, заведующая кафедрой народно-сценического, историко-бытового и современного танца МГАХ, профессор.

— Московский балет всегда отличался от петербургского. В чем, по-вашему, это отличие, и насколько разница видна теперь?

— Классический танец и в Москве, и в Петербурге преподают по системе Вагановой. Но в Москве по-другому танцуют эту вагановскую школу. У питерцев всегда был свой стиль — такая придворная холодность. Москва же считалась прогрессивнее, демократичнее. Тут в балет проникали идеи Станиславского, мхатовские какие-то веяния, отношение существовало другое к выразительности, актерскому мастерству — оно было на уровне драматического. То есть, в основе этой разницы лежали фактически социальные процессы… Конечно, балет смешивался, из Ленинграда в столицу приехали и Семенова, и Уланова, и многие другие. Но скорее те, кто приезжал, адаптировались к нашей среде, а не Москва становилась похожа на Питер… Семенову Москва приняла сразу. А вот на Уланову вообще сначала не ходила. Это была не московская балерина совсем. Внутренне не московская. Потом уже ее большое мастерство эту публику одолело… А сейчас, наверное, балет и в России, и в мире становится более универсальным что ли. Просто такой век — все танцуют и смотрятся одинаково. Если раньше танцовщики были эмоционально очень разные, то теперь об этом думают меньше. Больше о том, сколько навернуть пируэтов, как высоко подпрыгнуть или поднять ногу… А задирать ноги не обязательно. Во всяком случае, не всегда и не везде. Вот у Улановой, например, не было шага. Никогда. Она все очень низко поднимала. Но от этого менее Улановой не стала.

— И шаг не разрабатывала?

— Нет, никто в то время не разрабатывал шаг. Нам запрещали разрабатывать шаг, он не был нужен.

— Именно запрещали?

— Да, просто запрещали. Шпагаты делать запрещали. Потому что когда делаешь шпагат и растягиваешь шаг, то теряешь прыжок. Это первое. А второе — теряешь движение танца. Ноги не танцуют движение, а машут. Они растянуты, очень высоко поднимаются. Но станцевать движение не могут. Нас учили танцевать стопой, танцевать ногой. Мы не делали большой батман. Мы начинали от носочка и делали легкое движение, а не какой-то дикий мах. Также и руки открывали. И мы по-другому танцевали. Сейчас этому в принципе не учат.

— А почему произошла такая перемена. Что это — смена эстетики?

— Смена взглядов на жизнь, отношения к ней. Психология человеческая изменилась. За определенный отрезок времени во многом ушло из искусства какое-то внутреннее дыхание, сейчас мало эрудиции и выразительности танцовщиков. Этой эрудиции мало и у тех, кто сидит в зале. Вот и не аплодируют, если ноги не задирать… В свое время Лопухов (Ф. Лопухов — русский и советский артист балета и балетмейстер — прим. ред.) поставил балет «Ледяная дева». Образ девы создавался на основе современных движений, и Лопухов ввел шпагат — там был алесгон: балерина должна была поднимать высоко свою ногу и держать ее рукой. Это хорошо делала Мунгалова, очень гибкая и легкая танцовщица Кировского театра. Но она держала ногу высоко не потому, что ее надо было задирать перед публикой — тогда этому никто не аплодировал. Просто таким был новый образ. Лопухов его так увидел. А сейчас, даже если ты очень хорошо будешь изображать какую-то героиню, например, Джульетту, но не задерешь арабеск — хлопать не будут… Когда «высокие ноги» оправданы хореографической идеей — это одно. Но, скажите, зачем нужен, огромный шаг Жизели? Это умершая во втором акте девушка, чистое существо, умерла до свадьбы — а она задирает этот арабеск. Или зачем Раймонде так поднимать ногу? Этой аристократке? Это высшее существо, ей снятся изумительно красивые сны… — и в них она тоже ногу задирает до потолка.
.....

Беседовала Катерина Кудрявцева (05.05.2013)
Источник
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Директор



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.05.2013
Сообщения: 9

СообщениеДобавлено: Сб Мар 12, 2016 12:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Визит М.Плисецкой в Воронеж в 1995 году.
Девять часов с Майей Плисецкой. Виктор Силин

"А двадцать лет назад – 2 декабря 1995 года, в своё 70-летие, она приезжала в Воронеж. До этого прошли её гала-концерты в Большом театре и в Мариинском. К нам Плисецкая приехала сразу после выступления в Санкт-Петербурге.

Но прежде чем во всех подробностях и деталях рассказать о том поистине историческом выступлении Майи Михайловны на сцене Воронежского театра оперы и балета, приведу высказывание воронежской балетной примы Народной артистки РСФСР, одной из последних учениц великой Агриппины Яковлевны Вагановой Набили Валитовой. Года за полтора до её трагической гибели я периодически – раз или два в месяц – встречался с Набилей Галиевной и записывал её воспоминания. Однажды она поведала удивившую меня вещь: «А ты знаешь, Плисецкая ведь мне завидовала». То, что в характере Майи Михайловны напрочь отсутствовало такое чувство ,как зависть, но при этом широко распространенное в театральной среде, – факт общеизвестный.

Однако, как Плисецкая, достигшая всех известных высочайших наград и почестей, могла завидовать Валитовой?! «Нет-нет, – тут же уточнила Набиля Галиевна, – то не была зависть в чистом виде, а скорее, некое запоздалое раскаяние. Её к себе в класс, в Ленинград, звала Агриппина Яковлевна Ваганова. И она было уже собралась к ней и даже месяц прозанималась, но вскоре вернулась в Москву. «Я завидую вам, вагановкам, – говорила мне Плисецкая. – Ведь такой школы, как у вас, больше нигде не сыскать».

Позднее в книге Василия Катаняна «Прикосновение к идолам» найду подтверждение словам Валитовой: «Я всего месяц – месяц! – занималась с Агриппиной Яковлевной, – говорила Катаняну Плисецкая, – и это дало мне очень много. Она звала меня к себе заниматься на год, но меня отговорили. Я ведь молодая была, многого не понимала. Да и Лавровский пригрозил, что обратно в театр не возьмет. «Если ты у меня поработаешь год, – сказала мне Ваганова, – ты будешь непревзойденной в классике». Так оно и было бы! Но что сейчас говорить…» Это я к тому, что страстная, мятежная натура Плисецкой никогда не знала самоуспокоенности и очень-очень редко была довольна собой.

Всё-таки надо быть предельно честным: не будь нашего земляка, солиста Большого театра Гедиминаса Таранды, а на ту пору уже художественного руководителя «Имперского русского балета», Плисецкая никогда бы не приехала в Воронеж."
Полная статья здесь http://communa.ru/kultura/devyat_chasov_s_mayey_plisetskoy_/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ФОРУМ ВОРОНЕЖСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА -> Разное Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS